РАДОМЫШЛЬ: ДРЕВНИЙ ОПЛОТ НЕСОКРУШИМОГО ДУХА
История города Радомышль, который во времена Киевской Руси назывался Мыкгород или Мыческ, окутана тайнами и легендами. Свое название город получил от реки Мыка, на берегу которой он был основан. Далее Мыка впадает в Тетерев и через него соединяется с Днепром. Ученые предполагают, что здесь же находился лагерь княгини Ольги, которая во главе своей дружины шла карать мятежных древлян.
Земли Радомышля имели стратегическое значение, поскольку находились на древнем торговом пути Via Regia («Путь королей»), соединявшем Киев и Западную Европу. Поэтому, за Мыкгород и прилегающие к нему земли шли бесконечные войны между русскими князьями. В середине XII века происходили ожесточенные схватки за город между киевским князем Изяславом Мстиславичем и галицким Владимиром Володаровичем. В итоге Мыческ вошел в состав Галицко-Волынского княжества.
Славная история этой земли связана и с противостоянием славян и монголо-татарских орд. Сначала около 1240-1241 гг. город был захвачен и разрушен монголами, но уже в 1255 г. король Даниил Галицкий отбил Мыкгород, что стало первой серьезной победой русичей над потомками Чингисхана. Можно с уверенностью утверждать, что Мыкгород был в числе первых городов Руси, освобожденных от азиатских захватчиков. Впоследствии эти земли вошли в состав Великого княжества Литовского, а затем перешли под опеку Киево-Печерской лавры. На остатках Мыкгорода был основан новый город - Радомысль или Радомысл.
После Брестской церковной унии 1596 г. Радомышль и волость были несколько десятков лет зоной конфликтов (в том числе и вооруженных) между ее сторонниками и противниками. Церковные земли Киево-Печерской лавры переходили из рук в руки от православных к греко-католикам и наоборот. Закреплению позиций Лавры в этой местности способствовало то, что в 1612 году по распоряжению архимандрита Елисея Плетенецкого в Радомышле была построена «папирня» (бумажная фабрика) для печатных нужд Киево-Печерской Лавры. С тех пор земли Радомышль и «папирня», как неприступное укрепление, стали своеобразным форпостом православия в Украине. Вероятно, что там даже находилась загородная резиденция митрополита Петра Могилы, ведь более восьми десятков писем он написал именно из Радомышля.
Упадок города произошел в 50-80-х годах XVII века во время Руины - междоусобной борьбы казацко-шляхетской верхушки за власть. Радомышль обезлюдел, бумажная фабрика была разрушена. По условиям Андрусовского перемирия 1667 г., город остался за Речью Посполитой, а в 1682 году был передан с окружающими землями львовскому унийному епископату. Однако через несколько лет город вновь стал одним из центров казацкого движения - его заняли отряды полковника Палия, который в 1699 году поднял восстание против попыток польского сейма ликвидировать казачество. А с середины XVIII в. Радомышль оказывается в центре движения гайдамаков.
С 1729 по 1795 Радомышль был одним из центров греко-католической церкви. Здесь находилась постоянная резиденция киевских греко-католических митрополитов, основанная Афанасием Шептицким (1686-1746) - прямым предком известного митрополита Андрея Шептицкого (1865-1944), выдающегося украинского религиозного и общественного деятеля времен советско-немецкой войны. После третьего раздела Речи Посполитой, в 1795 году, Радомышль отошел к Российской империи. Город получил свой герб и начал экономически развиваться - появился пивоваренный завод, начали отливаться пушки, были возведены здания городской думы, суда, полиции, создана пожарная команда и больница, завершено строительство Свято-Николаевского храма, начатое еще при греко-католических киевских митрополитах.
Из 11 200 жителей Радомышля в 1897 году более трети составляли евреи. Ими были построено синагоги, новые заведения торговли и услуг, питания, а также промышленные предприятия. Первую школу и первый театр в городе также построили евреи. В конце XIX - начале ХХ века Радомышль переживает промышленную революцию. Начинают действовать почта и телеграф, строятся дороги и мосты, водонапорная башня, суконная фабрика, пивоваренный завод. В 1902 году на разрушенных стенах лаврской «папирни» была построена мельница, где производилась мука для всего города и уезда. Всего перед революционными событиями 1917 года в Радомышле действовало около двух десятков промышленных предприятий. Были открыты мужская и женская гимназии.
Для духовных потребностей горожан существовали две православные церкви, синагога, шесть еврейских молитвенных домов. Потомки немцев, переселившихся в Радомышль в XVII веке для работы на бумажной фабрике, молились в лютеранской кирхе. Был в городе также костел, построенный на средства княгини Цецилии Радзивилл.
Революция и последующие войны разрушили привычный уклад жизни города. С этого времени на долгие десятилетия Радомышль стал одним из символов трагедии украинского народа - он пережил на себе все, что происходило в годы советской власти. Сначала здесь шла ожесточенная борьба между сторонниками Украинской народной республики и большевиками, а в 1921 году Радомышль пережил первый искусственный голод. Его организовали большевики, которые не имели поддержки среди местного населения. Затем город пережил наступление воинствующего атеизма. Были уничтожены церковь Святой Троицы и кирха, а костел переделан под дом культуры. В 1932-1933 годах Радомышль накрыл второй голодомор, были зафиксированы случаи каннибализма.
Очень драматичными стали годы немецко-фашистской оккупации. 8 и 9 августа 1941 года в двух оврагах в лесу вокруг Радомышля были расстреляны 6500 евреев - жителей города. Это при том, что общая численность населения города составляла 9500 человек. Впоследствии тела жертв были перезахоронены в братской могиле на городском кладбище. Радомышль стал для евреев всего мира символом трагедии Холокоста и напоминанием всем народам об опасности возрождения нацизма. В городе и районе действовали несколько подпольных антифашистских групп - от коммунистов до членов ОУН, которые, правда, были быстро арестованы немцами и в ноябре 1941 г. расстреляны. С ноября по декабрь 1943 г. между войсками вермахта и частями Красной Армии велись ожесточенные бои за Радомышль. Город переходил из рук в руки и, наконец, 26 декабря 1943 г. советские войска окончательно заняли его.
Третий голодомор Радомышль пережил с 1946 по 1947 гг. Жители города выживали тем, что ездили за продуктами в Западную Украину. С начала 60-х годов и до распада Советского Союза жизнь в Радомышле успокоилась. Постепенно восстановилась работа всех промышленных предприятий, разрушенных во время немецкой оккупации, появились новые. Был построен новый мост, открытая спортивная школа. Однако в 1990-е годы в Радомышле начался очередной упадок. Значительная часть жителей города выехали на заработки в большие города и за границу.
Сегодня новым толчком для развития города, способным вдохнуть в него новую жизнь, стало основание на месте древней «папирни» уникального историко-культурного комплекса «Замок Радомысль». Появление такого объекта в Радомышле дает шанс для привлечения туристов из Украины и из-за границы, создания новых рабочих мест, развития городской инфраструктуры, сферы торговли и услуг. «Замок Радомысль» является первым в Украине дипломантом проекта Совета Европы - «Via Regia - большой культурный путь Совета Европы». Он также внесен в Топ-100 лучших отелей Украины.
Возвращаясь к славному прошлому, Радомышль возрождается и восстанавливает прежнее значение легендарного Мыкгорода.