«ЗАМОК РАДОМЫСЛЬ» - ВОСТОЧНЫЙ ФОРПОСТ ЕВРОПЫ

         «Папирня» была построена в 1612 году монахами Киево-Печерской Лавры, как укрепленная фабрика по производству бумаги для печати священных книг. Она является самым восточным из сооружений оборонного типа, сохранившихся в Украине. Здесь, в средние века заканчивалась Европа. Далее, за Киевом и южнее, начиналось Дикое поле, откуда развитая часть Украины подвергалась постоянным набегам кочевников.

          Учитывая это, монахи выбирали место для строительства «папирни» с большой тщательностью. Учитывались особенности ландшафта, который должен был способствовать обороне при нападениях. Такое место нашлось в Радомышле на скале, со всех сторон окруженной водой - между двумя водопадами на берегу реки Мыка.
     Основателем первой в Центральной Украине бумажной фабрики («папирни») стал известный религиозный и общественный деятель того времени, просветитель, архимандрит Киево-Печерской Лавры Елисей Плетенецкий (1550-1624). К тому времени подобные фабрики существовали в Украине лишь в Остроге и Львове, но обслуживали преимущественно католическое книгопечатание. «Папирня» в Радомышле впервые обеспечила потребности православного книгопечатания.
        Она сразу стала важным фактором развития православного книжного дела в Центральной Украине. Именно на бумаге радомышльской «папирни» в 1616 году была напечатана первая в Киеве книга – «Часослов».
     Под «папирню» невозможно было осуществить подкоп, поскольку гранитная скала, на которой ее построили, уходила вглубь земли на километры. Оборонительным целям служила и особая архитектура здания, которая предусматривала толстые стены толщиной 1,5 метра с бойницами и тремя выносами для увеличения углов обстрела. Такие стены было непросто пробить даже тяжелыми орудиями. От нападающих защищались выстрелами из «гаковниц» (крепостных орудий), ружей, а также стрелами. В Европе такие замки достаточно редки, а в Украине это - единственное в своем роде оборонительное сооружение.
      Огромное значение для эффективной обороны «папирни» имел источник, бивший из скалы. Находясь внутри здания, он мог обеспечивать защитников питьевой водой неограниченное время. Этот источник сохранился и сегодня, он расположен в Концертном зале замка.
      В течение десятилетий никто из чужаков так и не смог захватить «папирню» и разрушить ее. Это сделали свои во время освободительных войн под предводительством Богдана Хмельницкого. Радомышль обезлюднел и защищать «бумажную фабрику» стало просто некому. Она была разрушена, и несколько веков простояла заброшенной.
       Люди вспоминают об этом месте с конца XIX века. Сооружение было восстановлено из красного кирпича инженером Пекарским, и с 1902 года бывшая «папирня» стала служить мельницей для окружающих районов.
       Советская власть использовала здание в качестве мельницы почти до развала СССР. В 1989 году мельница произвела последнюю партию муки и была заброшена. В последующие два десятилетия она разрушалась и превращалась в стихийную городскую свалку. Прилегающая территория была заболочена и запущена.
      В 2007 году восстановлением «папирни» занялась Ольга Богомолец - известный врач, меценат и общественный деятель. На месте полуразрушенной мельницы, превращенной в свалку, она создала историко-культурный комплекс с единственным в мире музеем украинской домашней иконы.
      В ходе восстановительных работ, которые продолжались более 4 лет, здание было очищено от 60 тонн мусора и восстановлено, прилегающая территория осушена, поднята над уровнем реки Мыка и преобразована в ландшафтный парк. Ремонтные и реставрационные работы велись с соблюдением древних строительных технологий, в замке воссозданы интерьеры XVII-XIX вв.
     Сегодня «Замок Радомысль» принимает экскурсии и гостей, в нем проводятся торжественные церемонии, культурные мероприятия, фестивали, концерты, а музей украинской домашней иконы насчитывает более 5000 экспонатов XVII-XX вв. со всех регионов Украины
     «Замок Радомысль», как уникальный историко-культурный объект на древнем торговом пути между Киевом и Западной Европой, стал участником и дипломантом известного проекта Совета Европы «Via Regia – культурный путь Совета Европы».