«Замок Радомысль» стоит на древней земле, которая из-за своего важнейшего стратегического значения всегда была в эпицентре бурных событий в истории Украины.
Местность вокруг него была заселена более 30 тысяч лет назад, а уже в IV тыcячелетии до н. э. здесь проживали индоевропейские племена. Найденные близ города несколько захоронений медного века свидетельствуют о массовом заселении этих земель в древности.
Со времен появления славянства регион имел важное значение. Вблизи Радомышля найдены древние укрепленные городища, построенные славянскими племенами: одно – раннеславянское VI-VII вв., второе - древнерусское конца IX - начала X в. А в Х веке, как сообщают предания (правда, довольно поздние) здесь была построена одна из первых церквей на Руси, храм св. Николая.
Древнерусское городище на берегу реки Мыка и было, как утверждают археологи, летописным городом Мыкгородом (или Мыческом). Остатки его были найдены частично на территории нынешнего Радомышля. Этой местностью проходил самый длинный в Европе сухопутный путь Via Regia («Путь королей») – из Киева на Запад вплоть до Атлантики. Древним путем из Европы в Киев и обратно в средние века шли купцы, художники, студенты, путешественники и паломники. Именно этот путь стал главным мостиком, который связал воедино украинскую и европейскую цивилизации. Кто контролировал его - тот контролировал товарооборот и распространение идей и религий. Поэтому на землях нынешнего Радомышля нередко шли вооруженные конфликты.
Во времена монголо-татарского нашествия, около 1240-1241 г. Мыкгород был разрушен. Но впоследствии стал одним из первых городов, которые король Данило Галицкий в 1255 году отбил у монголов. Это была первая значительная победа славян над ордынцами.
В XVI в. на остатках Мыкгорода был основан новый город - Радомысл, который сегодня стал Радомышлем. Впоследствии Радомышль перешел под опеку Киево-Печерской лавры, которая развернула на этих землях широкую просветительско-религиозную деятельность.
Борьба за регион вспыхнула с новой силой после Брестской церковной унии 1596 года. В Радомышле словно прошел своеобразный водораздел между православным и католическим мирами. Отношения между сторонниками и противниками унии нередко были напряженными и даже переходили в кровавое противостояние.
Во времена наступления короля Сигизмунда III на неотъемлемую вольность Речи Посполитой - свободу вероисповедания, Радомышль превратился в своеобразный форпост православия - ведь после провозглашения унии Киевская митрополия перестала существовать, а церковная иерархия, которая не признала унии, была объявлена вне закона. Закреплению позиций Лавры в этой местности в противостоянии с унийной церковью способствовало то, что в 1612 году по распоряжению православного архимандрита Елисея Плетенецкого в Радомышле была построена бумажная фабрика («папирня») для книгопечатных нужд Киево-Печерской лавры. Одновременно она строилась как оборонительное укрепление. «Папирня» была призвана обеспечить бумагой масштабное православное книгопечатание, чтобы оно смогло составить конкуренцию католической церкви в религиозной и образовательной литературе. При Сигизмунде III «папирня» работала фактически в полулегальных условиях. Потеря ее, потеря радомышльской «маетности» означала для Лавры на тот момент даже больше, чем потеря Киева.
Уже в 1616 году на радомышльской бумаге была напечатана первая книга в Киеве - «Часослов», и впоследствии началась массовая печать православной литературы. Объемов производства бумаги было достаточно для покрытия потребностей всех православных типографий Левобережной Украины на протяжении всех лет существования «папирни» и через 100 лет после ее разрушения.
Вероятно, Радомышль был загородной резиденцией митрополита Петра Могилы, который написал оттуда десятки писем. Вокруг бумажной фабрики возник поселок, который так и стал называться - Папирня. К работе на фабрике Петр Могила привлек немецких специалистов. С того времени в Радомышле появилась «немецкая слобода».
Радомышль снова оказался в эпицентре борьбы во время Войны за независимость Украины в 1648 году и во времена Руины - междоусобной войны казацко-шляхетской верхушки за власть в 50-80-х годах XVII века. Скорее всего, именно тогда «папирня» и была разрушена, а сам Радомышль обезлюдел. По условиям Андрусовского перемирия 1667 г., город остался за Речью Посполитой. В 1682 году король Ян Собеский передал Радомышль с окружающими землями львовскому унийному епископату.
В конце XVII - начале XVIII века город заняли отряды полковника Палия, который в 1699 году поднял восстание против попыток польского сейма ликвидировать казачество. В середине XVIII века Радомышль стал центром движения гайдамаков.
В 1746-95 годах в городе находилась резиденция киевских греко-католических митрополитов. Именно в это время Радомышль стал важным центром духовной жизни всех греко-католиков Украины и по сей день сохраняет для них свое значение.
После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году и вхождения Радомышля в состав Российской империи город быстро развивался. В конце XIX - начале ХХ века новую жизнь получила бумажная фабрика. На остатках ее фундамента была возведена мельница, которая обеспечивала мукой окружающие районы.
Бурные события всколыхнули Радомышль после 1917 года. Город пережил ужасные войны, голодоморы, сталинские репрессии ...
Радомышль стал своеобразным зеркалом украинской истории, пройдя через все основные события, через которые прошла наша земля на протяжении веков. А в начале 1990-х годов, как и по всей стране, начался очередной упадок.
Новым толчком для возрождения города стало создание в Радомышле историко-культурного комплекса «Замок Радомысль» на месте средневековой «папирни». В 2007 году в поиске помещения для создания единственного в мире музея украинской домашней иконы старинное здание выкупила Ольга Богомолец - известный врач, меценат и общественный деятель. В течение 5 лет здание было полностью отстроено и отреставрировано, а на прилегающей территории создан ландшафтный парк.
Это стало новой страницей в славной истории древнего города. Возвращение к истокам, к собственной истории перенесло Радомышль в те времена, когда он был одним из важных центров духовной жизни Украины.