«Via Regia - Путь королей» - древний и самый длинный в мире сухопутный торговый путь, который возник еще во времена античности и проходил через местность, где расположен «Замок Радомысль».
Более 2000 лет назад древние римляне построили в Галлии и Германии сеть военных дорог. Они и поныне соединяют крупные города Западной Европы. Римские дороги унаследовало Франкское королевство, а затем - Франкская империя.
В VII-IX вв., франки, а с Х века - Священная Римская Империя распространяли свои торговые и военные интересы на восток, и уже существующие дороги удлинились до славянских земель и Киева. Первопроходцем стала княгиня Ольга, которая в 959 году отправила посольство к германскому императору Оттону, а затем в 973 году в Кведлинбург на имперский съезд поехали послы киевского князя Ярополка.
На западе удлинение пути происходило в сторону Испании. Там «Королевская дорога» протянулась до своей крайней западной точки - города Сантьяго-де-Копмостела. Это город, где похоронен святой апостол Иаков, стал объектом религиозного паломничества всей католической Европы. Знак Святого Иакова - морской гребешок с перекрещенными жезлами - теперь является официальным символом Via Regia.
Первое письменное упоминание о торговом пути Via Regia датируется 1252 годом. Оно содержится в грамоте мейсенского маркграфа Генриха III Достойного. В целом формирования пути Via Regia в варианте, приближенном к современному, происходило с конца Х до первой половины XV века. Образовался новый коридор распространения идей, знаний, законов и норм, которые играли значительную цивилизационную роль. Уже в XIII веке сложился устойчивый маршрут длиной 4500 километров, который проходил через восемь европейских стран с Запада на Восток - Испанию, Францию, Бельгию, Германию, Польшу, Литву, Беларусь и заканчивался в Украине.
На наших землях он проходил через Мыкгород, Житомир, Ровно, Луцк, Владимир-Волынский. Указанные города, как показывают археологические раскопки, во многом обогащались за счет внешней торговли со странами средневековой Европы. «Путем королей» из Европы в Киев и обратно в средние века шли купцы, художники, студенты, путешественники и паломники. И именно этот путь стал главным мостиком, который связал воедино украинскую и европейскую цивилизации.
Войны и революции XVIII-XIX вв. привели к упадку торговли и Via Regia утратила свое былое значение. Так продолжалось вплоть до изобретения автомобилей, когда во Франции, Бельгии, Германии на месте древних дорог начали прокладывать шоссе, и этот путь снова стал актуальным. Вторая мировая война прервала эти работы, а послевоенный раскол мира привел к тому, что тысячелетиями сложившиеся коммуникации оказались в странах, принадлежавших к разным политическим лагерям. О Via Regia стали забывать.
Новый толчок Via Regia придал крах коммунистических диктатур в 1989 году и либерализация международных контактов и торговли. В связи с этим возросла роль транспортных коридоров, в частности Европейского транспортного коридора С III, который сегодня почти полностью повторяет путь Via Regia.
В 2006 году Совет Европы решил сделать древний путь Via Regia символом европейского единства через культурное, туристическое и экономическое развитие. Был основан масштабный европейский проект «Via Regia – культурный путь Совета Европы», а в его рамках - «Via Regia Украина - культурный путь Совета Европы». Проект предусматривает изучение исторического и культурного наследия городов, лежащих на многовековых торговых путях, либо вблизи их. Это дает возможность укрепить или восстановить экономические и гуманитарные связи между ними, повысить их привлекательность для туристов, привлечь международные инвестиции в региональную экономику.
Первым объектом в Украине, который получил диплом проекта, стал «Замок Радомысль», как одна из жемчужин украинской самобытности на древнем пути в Европу.