Рассматривая иконы как носители символов мы узнаем тайное значение языка православной иконы скрытого в глубинах церковного посвящения.
В основном Божия Матерь изображена на иконах по пояс, с поднятыми до уровня головы руками. Эта молитвенная поза известна с древних времён. Богородица молилась за всё человечество и ее поднятые к небу руки стали символом неостановимой, вечной, несущей миру защиту и надежду молитвы. На Руси эти изображения называли "Нерушимая стена".
Изображения Богородицы Оранты отличает монументальность и величественность. В образах Богородицы Оранты показаны черты великой Матери мира. По старинной традиции Её изображения размещали в вершине алтаря - главного места храма.
С древних времен в изображениях Оранты стали размещать на Ее груди диск, в центре которого представал Младенец Иисус Христос, окруженный сиянием славы.
Икона является настоящим окном в загадочный и непознанный духовный мир. В этом ее символизм, отсюда и ее особый язык, где каждый знак - это глубокий символ, обозначающий нечто большее, чем он сам.
Одним из таких символов в христианстве является радуга. Радуга в христианстве символизировала прощение, договоренность между Богом и людьми.
Всемирный судья часто изображался восседающим на радуге. Три главных цвета радуги означают в христианской символике образы мирового пожара (красный цвет), новой земли (зеленый) и всемирного потопа (синий). Семь цветов радуги символизируют семь даров Святого Духа и семь таинств.
Семь цветов радуги символизируют таинственное число семь, которое Богом положено в основу небесного и земного бытия: шесть дней творения и седьмой – день покоя Господня.
Семицветье радуги, которая как мост переброшена от одного края к другому, символизирует также связь между Новым и Ветхим Заветами; она и символ моста между жизнью временной – на земле, и вечной жизни на небесах.
В церковной символике цвет золота, как и желтый цвет – символ царственной славы, достоинства, богатства. Этот цвет подобен солнечному блеску.
Голубой цвет – символизирует небесную чистоту, непорочность, символ высшей энергии.
На иконах же Матерь Божия изображается, как правило, в покрывале пурпурного цвета, которое надето поверх темно-голубых или зеленых риз. Цвет покрывала символизирует, что Богоматерь – Царица небесная. В древности пурпурные одеяния были одеждой царей и цариц.
Зеленый цвет является символом вечной жизни и обновления всей человеческой природы.
Красный цвет – символ безграничной, глубокой любви Бога к людям.
Фиолетовый цвет – цвет глубочайшей духовности.
Икона – явление абсолютно уникальное в средневековой культуре.
Символика изображаемых предметов, жестов, цвета – это и есть язык иконы. Трудно оценить значение икон, не зная этот язык.